Штрихкодирование продукции

Штрихкодирование представляет собой способ кодирования информации об определенной продукции с возможностью ее последующего считывания при помощи специальных устройств.

Штрих-код (сокращенно – ШК) является графическим изображением, состоящим из полос белого и черного цветов разной ширины и определенной последовательности чисел. Такой уникальный идентификатор содержит в себе сведения о продукции.

Штрихкодирование преимущественно используется при реализации изделий, но указанная процедура также актуальна при хранении, учете товаров.

Для каких целей применяют штрихкодирование

Нанесение на упаковку товаров ШК осуществляется предпринимателями:

  • для сокращения объемов бумажного документооборота;
  • снижения риска допущения ошибок и неточностей;
  • упрощения проведения инвентаризаций;
  • повышения эффективности ведения внутренней отчетности;
  • возможности отслеживать движение товаров;
  • эффективного учета реализации / отгрузки товаров;
  • увеличения скорости обслуживания клиентов.

Обратите внимание! В настоящее время штрихкодирование товара не является обязательной процедурой (осуществляется в добровольном порядке). При этом отсутствие ШК может стать причиной отказа в сотрудничестве со стороны крупных торговых сетей и компаний.

Применение штрих-кодов помогает оптимизировать бизнес-процессы на предприятии, максимально продуктивно использовать труд работников, технику, складские и производственные помещения.

Какие существуют виды штрих-кодов

ШК бывают:

  1. Линейными – считываются только вертикально (в одном направлении), их распознают практические все сканеры. С их помощью шифруют краткий перечень сведений об изделиях. Наиболее популярны EAN-8 (включает 8 цифровых обозначений) и EAN-13 (состоит из 13 знаков), Code56, Codabar и иные.
  2. Двухмерными – их считывают как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях. Их применение дает возможность зашифровать максимум информации о товаре. К таким ШК относят Data Matrix, QR код и другие.

Самой распространенной в РФ является система EAN, которая встречается практически на каждой упаковке продукции. Применяется следующая кодировка:

  • GTIN-13 (EAN-13) – является глобальным тринадцатиразрядным обозначением, наносится на единичную или групповую упаковку;
  • GTIN-14 (ITF-14) – относится к четырнадцатиразрядным идентификаторам, предназначен для транспортной тары (отображает вид упаковки, номер товарного наименования и контрольный знак).

В нашей стране используют следующие префиксы:

  • 793-799 – действуют внутри страны, для экспорта непригодны;
  • 460-469 – используют для международных идентификаторов, применяют для осуществления внешнеэкономических операций.

ШК состоит из следующих позиций:

  • 2, 3 знаки – код страны, в которой функционирует организация, являющаяся регистратором;
  • последняя цифра – контрольная. Предназначена для считывания штрихового кода сканером по алгоритму EAN.

Особенности штрихового кодирования регламентированы положениями межгосударственного стандарта ГОСТ ISO/IEC 15420-2010.

Каким образом наносится штрих-код на продукцию

ШК допускается наносить непосредственно на упаковку товаров или на стикер. В первом случае обязательным является выполнение следующих условий:

  • рекомендовано размещать черные штрихи на белом фоне – изображение должно быть контрастным;
  • присвоение штрих-кода продукции (его регистрация) осуществляется в системе ЕАN;
  • для размещения идентификатора выделяют зону установленного размера – для того, чтобы получить возможность быстро и качественно считывать зашифрованные сведения без искажения информации;
  • если речь идет о крупногабаритной упаковке, то ШК наносят на все ее стороны, чтобы исключить необходимость переворачивания.

Если эти требования выполнены, то сотруднику удастся без сложностей распознать закодированную информацию при помощи специального оборудования, соответствующего установленным стандартам.

Каким образом считываются штриховые коды

Считывание ШК производится при помощи следующих типов сканеров:

  • лазерных – характеризуются значительной дальностью считывания и скоростью;
  • светодиодных – отличаются надежностью и небольшой стоимостью;
  • имидж-сканеров – сочетают в себе преимущества вышеперечисленных устройств, но минус один – высокая стоимость.

Для эффективного распознавания данных не требуется непосредственный контакт сканера и штрихового кода. Расстояние для успешного считывания может составлять от 2 см до 15 м. Зашифрованные данные трансформируются в электронную форму и передаются оператору (POS-систему либо кассовый терминал).

В течение какого времени действуют штрих-коды

Нормами действующего законодательства не установлена продолжительность действия ШК. Он присваивается единоразово на каждую товарную позицию. Если в ассортименте предприятия появляются новые изделия, то им присваивают новый код.

Когда товар снимается с производства (выбывает из системы склада, магазина), то, соответственно, штрих-коды более не используется. Его запрещается наносить (наклеивать) на аналогичные изделия, которые отличаются по отдельным параметрам.

Куда обратиться для штрихкодирования продукции

Для получения услуг по штрихкодированию продукции обратитесь в центр сертификации и стандартизации «ГОРТЕСТ» в СПб:

  1. Заполните заявление на официальном сайте для уточнения деталей сотрудничества (эксперт проконсультирует вас, расскажет про стоимость, сроки оказания услуг).
  2. Предоставьте необходимый комплект документов.
  3. Получите сгенерированные ШК – их выдача осуществляется в электронном виде. Уникальные обозначения наносятся предпринимателем самостоятельно на реализуемые изделия путем типографской печати, либо наклеиваются на стикер.

Внимание! Субъект хозяйствования вправе самостоятельно зарегистрировать штриховые коды, но в таком случае они могут применяться исключительно внутри предприятия. Если предприниматель планирует реализацию продукции на территории России или в иных государствах, то в подобной ситуации нужно обратиться к официальному регистратору (его представителю).

Что предоставляют для регистрации штрих-кодов

Присвоение штрих-кода товару осуществляется при условии предоставления заявителем:

  • списка продукции с указанием подробных сведений;
  • сведений об изготовителе – название компании, адрес;
  • заверенных копий ОГРН, ИНН;
  • информации об используемой упаковке – потребительской, групповой, транспортной.

Делегировать процедуру регистрации штрих-кодов советуем специалистам «ГОРТЕСТ»! Окажем содействие в подтверждении соответствия товаров, оформлении сертификатов и декларации, а также в проведении испытаний.

Часто задаваемые вопросы

Как происходит присвоение штрих-кода товару?

Уникальные идентификаторы (штрих-коды) генерируются уполномоченными организациями (регистраторами) на основании заявки предпринимателя. Для этого предстоит заполнить форму, указав перечень продукции. Система формирует ШК автоматически, поэтому указанная процедура занимает не более суток.

 

Обязательно ли присвоение штрих-кода товару?

Нормами действующего законодательства обязательное штрихкодирование продукции не предусмотрено. Субъект хозяйствования самостоятельно принимает решение о нанесении ШК на товары. Такая мера позволяет:

  • упростить учет товаров и проведение инвентаризаций;
  • своевременно выявлять недостачи и излишки;
  • повысить эффективность и скорость ведения документации.

Сколько стоит штрихкодирование товара?

Стоимость штрихкодирования определяется индивидуально в зависимости от:

  • вида ШК;
  • количества штрих-кодов (зависит от ассортимента товарных) – чем больше ШК в пакете, тем выгоднее их стоимость;
  • срочности оформления.

Уточнить детали можно у специалистов.

    Оставить заявку