Согласно ГОСТ 18322-2016, под услугами по техническому обслуживанию компьютеров понимаются технологические операции, организационные действия, которые призваны сделать оргтехнику исправной и работоспособной на всех этапах жизненного цикла: при применении, складировании, доставке и т.д. Данный вид сервиса не подлежит обязательной оценке, но предприниматель вправе инициировать добровольные сертификационные мероприятия для получения конкурентных преимуществ на рынке.
Виды сертификации для услуг по ремонту техники
Согласно 184-ФЗ от 27.12.2002, сертификацией называется подтверждение соответствия объекта нормам, которые прописаны в документах по стандартизации или в условиях договоров. Процедура является обязательной, если организуется по требованиям законодательства России или Евразийского Союза (ЕАЭС).
В отношении услуг по ремонту компьютеров и оргтехники не установлено требование об обязательной оценке. Процедура является добровольной, т.е. выполняемой по инициативе самого заявителя и по тем критериям, которые тот определил.
Какой вид сертификации предусмотрен для услуг по ремонту компьютеров?
Предприниматель самостоятельно определяет объект добровольной оценки. Он вправе выбрать одну или несколько услуг, оказываемых компанией, и подтвердить их качество. Проверку можно провести на соответствие профильному ГОСТ Р 50938-2013, который посвящен бытовому сервису по установке, ремонту и техобслуживанию электрических приборов.
Справка. Если предприятие работает не по ГОСТ, то оценка организуется на соответствие его индивидуальному стандарту – техническим условиям (ТУ).
Также компания вправе получить сертификат ИСО 9001. Последний предоставляется по итогам экспертной проверки и удостоверяет, что система менеджмента качества (СМК), выстроенная в организации, отвечает передовому международному опыту.
Следует ли проводить лицензирование?
Список видов деятельности, подлежащих лицензированию, приводится в Федеральном законе №99 от 04.05.2011 г. (статья 12). В данном перечне не упомянута работа сервисных центров по починке оргтехники. Значит, предприниматели вправе оказывать эти услуги без получения лицензии.
Преимущества получения сертификата
Прохождение оценочных процедур дает сервисному центру следующие преимущества:
- укрепление доверия к торговой марке со стороны клиентов и деловых партнеров;
- привлечение новых клиентов;
- увеличение выручки от реализации и прибыли;
- получение права осуществления дополнительного вида деятельности – экспертизы технических средств;
- получение права оформлять акты о списании техники;
- возможность участия в конкурсах и закупках и т.д.
Выгоды и преимущества от добровольного проведения сертификационных процедур каждая компания определяет для себя самостоятельно.
Преимущества добровольной сертификации сервисных центров
Сертификат является официальным подтверждением качества и стабильности оказания услуг по ремонту и техническому обслуживанию компьютеров. Документ оформляется на срок 1 или 3 года. На указанный период предприятие получает право использования знака качества системы добровольной сертификации (СДС), в которой проводилась оценка.
Знак СДС можно размещать в рекламных материалах, деловой документации, в коммерческих предложениях, на сайте компании и т.д.
Зачем нужна сертификация услуг сервисному центру?
Прохождение сертификационных мероприятий – добрая воля компании или ИП. Оно принимается по решению руководства или при получении запроса ключевых бизнес-партнеров.
Оценка соответствия особенно актуальна для предприятий, которые желают нарастить продажи, увеличить выручку, открывать новые филиалы, заключать договоры с корпоративными партнерами или участвовать в тендерах.
Этапы сертификации и необходимые документы
Сертификационные процедуры организуются в следующие этапы:
- Обращение клиента в центр сертификации (ЦС) с заявкой.
- Изучение экспертами его ситуации, выбор формы и схемы подтверждения соответствия.
- Консультирование заявителя, заключение договора о будущем взаимодействии.
- Подготовка необходимых документов согласно перечню.
- Проверка работы сервисного центра на соответствие положениям выбранного стандарта.
- Документальное отражение итогов проверки.
- Подведение итогов оценочных процедур.
- Предоставление заявителю готового сертификата.
Для оценочных мероприятий нужна регистрационная документация и реквизиты фирмы или ИП, подробная информация о виде деятельности, документы на занимаемые помещения, оборудование и запчасти, подтверждения квалификации мастеров.
Этапы проверки и сертификационные процедуры
Для прохождения процедуры предприниматели обращаются в сертифицирующие органы, которые обладают соответствующей аккредитацией. Работа организуется на основании возмездного договора.
Обязательным этапом оценки является инспекция работы компании с выездом представителей сертифицирующего органа на предприятие. Проверяются такие нюансы деятельности фирмы, как:
- выдача заказчику ремонта сопроводительной документации;
- соответствие электроприборов, прошедших починку, нормам качества и безопасности;
- наличие оборудования и измерительных средств;
- наличие нормативной документации по ремонту;
- экологическая чистота и пожаробезопасность заменяемых деталей;
- оснащение рабочих мест мастеров;
- проведение предварительной диагностики техники и т.д.
По итогам проверки составляется официальный документ – акт.
Стоимость и сроки сертификации
Стоимость и срок оформления сертификата зависят от таких нюансов, как:
- особенности деятельности заявителя;
- схема подтверждения соответствия;
- стандарт, по которому проводится проверка;
- внутренняя политика работы сертифицирующего органа;
- готовность у заявителя необходимой документации.
Условия сотрудничества заранее согласуются между клиентом, ЦС и фиксируются в договоре сторон.