Сертификаты происхождения оформляются для внешнеторговых сделок, идентификации и перемещения товаров через границу, получения таможенных льгот. Их получают, чтобы доказать страну изготовления продукции.
Документ, выданный по форме «А», подтверждает российское происхождение продуктов для их вывоза в Черногорию. На основании указанной документации предприниматели смогут упростить процесс декларирования груза, получить таможенные преференции по международным соглашениям РФ и Черногории. Сертификат происхождения формы «А» выдается после проверки документации на продукцию и прочих данных о производителе, маршруте следования.
Что это за документ?
Страна выпуска товара определяется с учетом места его производства, достаточной обработки/переработки. При этом учитывается не только местоположение выпускающего предприятия, но и состав комплектующих, которые участвуют в изготовлении. Допускается использовать сырье иностранного производства, если их цена не превышает 5% от итоговой стоимости конечного продукта.
Еще несколько дет назад сертификат по форме «А» применялся для поставок и получения льгот в нескольких странах мира (США, Япония, Канада и т.д.). Сейчас он позволяет претендовать на преференции и льготы только при экспорте продукции в Черногорию. Предъявлять его нужно таможенным органам наряду с другими материалами на поставку.
Официальное международное название документа – «сertificate of Origin form A». Он оформляется на английском языке, на специальном защищенном бланке, непосредственно в процессе экспорта и при прохождении таможенных процедур, либо в момент, когда есть подтверждение даты отправки груза. Для внутреннего товарооборота он не применяется.
Кто оформляет сертификат происхождения товара формы «А»?
Сам документ выдается после проведения экспертизы в торгово-промышленных палатах (эти инстанции есть во многих крупных городах РФ, в том числе в Москве, СПб и т.д.).
Решение о его выдаче принимается после изучения документации заявителя, идентификации продукции, экспертизы происхождения. Порядок проведения процедуры описан в Положении ТПП от 23.12.2010 года.
Порядок выдачи сертификата
В РФ форма «А» применяется только для удостоверения места происхождения заявленной партии изделий, следующей в Черногорию. Соответствие по требованиям качества и безопасности проверяется в ходе других процедур (обязательная и добровольная сертификация, регистрация, испытания и т.д.). Заявителями могут быть юридические лица или ИП, выступающие в роли экспортера. Сертификацию в целях определения выпускающей страны инициируют для партии продукции, которая будет перемещаться через границу по экспортной сделке (контракту и счет-фактуре/инвойсу).
Какие документы представляет заявитель?
Согласно обозначенному выше Положению ТПП, для оценки и определения места происхождения товарных позиций от предпринимателя требуется следующее:
- заявление (содержит реквизиты отправителя и получателя, описание изделий, объем и вес груза, маршрут следования и вид транспорта, иные данные);
- регистрационные свидетельства экспортера;
- сертификаты, декларации, СГР, которые получают для выпуска продукции на рынок (и т.д.) – если это предписано законом;
- контракты, спецификации, инвойсы, упаковочные листы и иные товаросопроводительные документы;
- письмо от предприятия-производителя (там раскрываются места происхождения материалов и комплектующих, номенклатура и цена компонентов, перечень производственных и технологических операций);
- нормативно-техническая документация (паспорта, технические условия и т.д.);
- иные материалы, исходя из вида, ассортимента и характеристик продукции.
Список основной документации указан в Положении ТПП от 23 декабря 2010 года. В ходе оценки у заявителя могут запрашивать и дополнительные материалы (например, накладные и т.д.). Подробнее о правилах подготовки к процедуре расскажут специалисты центра «Гортест».
Как проходит процесс оформления?
Официальное определение и документальное подтверждение страны, откуда происходит товар, включает следующе мероприятия:
- анализ документации от заявителя;
- идентификация продукции;
- экспертиза, которая проводится уполномоченной инстанцией, и составление акта;
- иные проверки, предусмотренные Положением ТПП;
- выдача готового документа.
Ключевое значение имеет акт экспертизы. Процедура проверки проводится с учетом требований, которые предусмотрены страной, куда экспортируется товар.
Обязательные разделы сертификата заполняются в соответствии с Положением ТПП. Типовой образец, который применяется при заполнении, представлен в приложении 6 к указанному нормативному акту.
Указать о наличии оформленной документации нужно в графе 44 грузовой таможенной декларации – ГТД (проставляется код 06013). Данные обо всех выданных сертификатах непременно включаются в реестр ТПП.
При необходимости таможенные органы могут запросить подтверждение сведений из указанного реестра.
Стоимость услуг по сертификации определяется тарифами торгово-промышленных палат, экспертных организаций, которые оказывают помощь в прохождении процедуры. Она рассчитывается с учетом наименований и ассортимента изделий. Стоимость экспертизы включена в общий тариф ТПП.
Срок действия сертификата формы «А»
Процедура проводится для экспорта конкретной партии груза. Поэтому срок действия документа составляет 1 год. За это время необходимо доставить груз в страну получателя. На следующую партию его нужно получать заново.
Чтобы получить бесплатную консультацию и помощь в оформлении, обращайтесь к специалистам центра «Гортест».