Сертификация бытовой химии

Бытовая химия – это товары химического производства, при помощи которых очищают и дезинфицируют поверхности, моют посуду и полы, стирают белье. В состав изделий входят активные вещества, способные навредить здоровью человека. Поэтому производство и реализацию подобной продукции в странах ЕАЭС осуществляют только после подтверждения ее безопасности и получения СГР – свидетельства о государственной регистрации.

Сертификат на бытовую химию предприниматели оформляют добровольно, чтобы выделить преимущества товара и повысить потребительский спрос.

Разработка нормативно-технической документации

В РФ производство продукции осуществляется по ГОСТу или техническим условиям (ТУ). Например, ГОСТ 32478-2013 содержит параметры качества и безопасности для всей бытовой химии. По этому стандарту можно выпускать жидкие и гелеобразные продукты, порошки и таблетки для разных областей использования:

  • очищение от жира, копоти, коррозийных отложений;
  • стирка тканых материалов;
  • мытье посуды, полов;
  • удаление накипи;
  • устранение засоров в трубах;
  • дезинфекция поверхностей;
  • ароматизация воздуха.

Средства для стирки российские производители могут изготавливать также по ГОСТ 32479-2013, моющие порошки – по ГОСТ 25644-96, а продукты в аэрозольной упаковке – по ГОСТ 32481-2013.

Если выпускаемая на предприятии продукция не полностью соответствует госстандарту, то необходимо разработать ТУ. В документе указывают требования:

  • к составу химического продукта;
  • качеству и безопасности;
  • форме выпуска;
  • упаковке;
  • маркировке;
  • хранению и транспортировке;
  • утилизации.

Технические условия утверждает руководитель компании-изготовителя. При необходимости ТУ можно зарегистрировать, чтобы закрепить авторские права на разработанный документ.

В пакет нормативно-технической документации (НТД) на продукт химической промышленности также входит технологический регламент и паспорт безопасности. В технологическом регламенте производитель подробно описывает процесс изготовления. Паспорт безопасности содержит информацию о возможных рисках при работе со средством и мерах предосторожности. Без документа невозможна транспортировка изделий в торговые точки и реализация их потребителям.

Государственная регистрация средств для уборки и стирки

Государственная регистрация – обязательная процедура, без прохождения которой изготавливать и продавать моющие и чистящие средства запрещено. До вступления в силу профильного технического регламента ЕАЭС 041/2017 химическую продукцию регистрируют на основании Решения КТС № 299 от 28.05.2010. Для этого образцы продукта оценивают по химическим, токсикологическим и микробиологическим критериям. Эксперты аккредитованной лаборатории исследуют:

  • уровень водородного показателя pH;
  • степень смываемости;
  • параметры биоразлагаемости;
  • наличие тяжелых металлов, хлора и иных опасных элементов;
  • индекс токсичности;
  • раздражающее воздействие на кожные покровы и слизистые;
  • антибактериальную активность.

На основании проведенных испытаний составляются протоколы и экспертное заключение, которое содержит выводы о соответствии изделия нормам санитарно-гигиенической безопасности. При положительном заключении экспертов Роспотребнадзор выдает заявителю – производителю или импортеру – СГР.

На разные товары, которые отличаются составом и назначением, необходимо оформить отдельные свидетельства о государственной регистрации. Если линейка продуктов отличается ароматизаторами, то для получения СГР испытывают 30% образцов от всего ассортимента.

Свидетельство, полученное по Решению КТС № 299, действует бессрочно во всех странах ЕАЭС.

Декларирование продукции в национальной системе РФ

После получения СГР отдельные товарные группы подлежат обязательному декларированию по требованиям Постановления Правительства № 2425 от 23.12.2021. Декларацию о соответствии в национальной системе необходимо оформить:

  • на составы в аэрозольной упаковке;
  • средства для стирки;
  • моющие синтетические порошки.

В Постановлении указаны идентификационные коды продукции и ГОСТы, которым она должна соответствовать.

Обязательное условие декларирования – проведение экспертизы образцов. В результате испытаний заявитель получает протоколы, на основании которых принимает и регистрирует в едином реестре декларацию. Документ действителен на территории РФ до 5 лет.

Добровольная документация на товар

На основании Федерального Закона № 184 предприниматели вправе подтвердить качество продукции в СДС (системе добровольной сертификации) и получить сертификат соответствия на бытовую химию. Для проведения оценки заявители самостоятельно выбирают показатели ГОСТ или ТУ, которые помогут выделить преимущества товара и привлечь внимание покупателей. Наиболее актуальными для потребителей являются такие показатели, как:

  • химический состав продукта;
  • консистенция;
  • форма выпуска;
  • очищающая, моющая и отбеливающая способность;
  • эффективность использования;
  • экономичность и др.

Добровольная сертификация бытовой химии дает следующие преимущества:

  • позволяет компании-изготовителю конкурировать на рынке аналогичной продукции;
  • способствует заключению выгодных контрактов на поставку;
  • увеличивает шансы на победу в конкурсах и тендерах.

В рамках добровольной оценки предприниматели могут также оформить следующие документы:

  • сертификат ЭКО, подтверждающий, что в составе продукта не менее 70% натуральных ингредиентов;
  • протокол на гипоаллергенность, вызывающий доверие потребителей, склонных к появлению аллергии, покупателей детских стиральных порошков и средств для мытья посуды;
  • сертификаты ИСО 9001 или ИСО 14001, свидетельствующие о функционировании на предприятии соответственно системы менеджмента качества (СМК) или системы экологического менеджмента (СЭМ).

Срок действия добровольно оформленных сертификатов не более 3 лет.

Необходимые для сертификации документы

Для прохождения оценочных процедур заявителю понадобится следующая документация:

  • копии ИНН, ОГРН;
  • описание продукта (наименование, назначение, химический состав, вид упаковки, коды ТН ВЭД);
  • НТД (ГОСТ или ТУ на производство, технологический регламент, паспорт безопасности);
  • сведения о производителе (название компании, адрес);
  • документы на использование производственных помещений для российских изготовителей;
  • договор уполномоченного лица, таможенная декларация и иная товаросопроводительная документация на импортные средства.

Оформить СГР, декларацию или добровольные документы можно при содействии центра сертификации и стандартизации в СПб «Гортест». Обращайтесь!

Часто задаваемые вопросы

Какие сертификаты нужны для продажи бытовой химии?

Обязательным разрешительным документом, необходимым для продажи продукции, является СГР (свидетельство о государственной регистрации). На средства для стирки, моющие порошки и составы-аэрозоли дополнительно оформляют декларацию по ПП РФ № 2425.

Сертификация проводится добровольно, чтобы подтвердить качественные характеристики изделий и повысить уровень их продаж.

Сколько стоит сертификация бытовой химии?

На стоимость сертификация влияют следующие параметры:

  • схема оценки (серия или партия товара);
  • выбранные для подтверждения критерии;
  • сложность экспертизы;
  • количество испытаний и протоколов.

Для уточнения стоимости и нюансов процедуры обращайтесь к специалистам центра. Консультирование бесплатное.

    Оставить заявку