Уксус – это жидкий продукт, получаемый в результате ферментации этанола (спирта) под воздействием уксуснокислых бактерий. Уксусная кислота представляет собой основной ингредиент, придающий уксусу характерный кислый вкус. Этот продукт используется в кулинарии (мариновании, консервировании, в качестве приправы), в бытовых нуждах, промышленном производстве, медицине, косметологии.
Большинство видов пищевой продукции подлежит обязательной оценке соответствия по нормам, принятым в ЕАЭС, поэтому перед реализацией предпринимателю необходимо понять требования законодательства и определить документ, который оформляется на его продукцию.
Нужно ли проводить декларирование уксуса?
На территории ЕАЭС действуют технические регламенты, регулирующие безопасность пищевой продукции. Например, технический регламент Таможенного союза (ТР ТС) 021/2011 определяет нормы безопасности всех пищевых продуктов. Соответствие этим требованиям подтверждается через декларирование или получение свидетельства о государственной регистрации (СГР). В свою очередь, техрегламент ТС 022/2011 регулирует правила маркировки продукции пищевой промышленности.
Уксус хоть и представляет собой пищевой продукт, но требования ТР ТС 021/2011 на него не распространяются, так как уксусная кислота является исключением (статья 23 пункт 1) и обязательная оценка соответствия не требуется.
Чтобы доказать, что товар не подлежит оформлению декларации или СГР, оформляют отказное письмо (ОП) или отрицательное решение (ОР), которые подтверждают этот факт. ОП и ОР, утвержденные печатью, выдаются сертификационными органами и предъявляются на таможне либо при реализации товара. Документы действуют до внесения изменений в законодательство.
Маркировка на уксус разрабатывается в соответствии с требованиями ТР ТС 022/2011 и ГОСТ Р 51074 и должна содержать: наименование продукта и сырья, состав, название и адрес изготовителя, срок хранения, дату розлива, объем, значение массовой концентрации, сферу применения, нормы хранения, иные сведения.
Важно. Маркировка ЕАС на этикетке не указывается, т.к. декларация на уксус не оформляется. Предприниматель несет административную ответственность за отсутствие потребительской маркировки или нарушения в ее оформлении согласно статьям 14.43 и 14.46 КоАП РФ.
Добровольная сертификация
По желанию, продавец, изготовитель или импортер может оформить добровольный сертификат. Данный документ дает возможность подтвердить качество продукта, защитить от претензий со стороны контролирующих органов, повысить ценность товара для потребителей и усилить конкурентные позиции фирмы.
Документ оформляется на основании результатов проведенных испытаний в лабораториях. При добровольной сертификации заявитель подтверждает выбранные им характеристики продукта на соответствие государственным стандартам или техническим условиям (ТУ).
Выданный документ регистрируется в реестре добровольных сертификатов, после этого заявитель может размещать на этикетке знак системы добровольной сертификации. Данный документ действителен от одного года до трех лет.
Также возможно оформить сертификаты «ЭКО» и «БИО», подтверждающие органический состав продукции и безопасность как для людей, так и для окружающей среды.
Порядок получения добровольного сертификата
Для получения сертификата предпринимателю необходимо:
- составить заявку;
- предоставить номер ГОСТ или выдержку из технических условий;
- получить результат исследований в виде протокола испытаний.
В случае положительного решения, орган по сертификации оформляет, вносит в реестр и выдает заявителю сертификат.
Справка. Для получения отказного письма или отрицательного решения лабораторные анализы не нужны. Специалисты органа проводят оценку предоставленной заявителем информации о продукции и осуществляют её идентификацию в соответствии с кодами ТН ВЭД и ОКПД2. Если эксперт подтверждает, что для уксуса не требуется проведение процедуры декларирования или проверки безопасности в другом виде, заявителю выдаётся соответствующее письмо.
Документы для получения добровольного сертификата
Получить сертификат качества можно, предоставив следующий комплект документов:
- заявка;
- информация по виду продукта, включая описание и характеристики;
- коды ТН ВЭД и ОКПД2;
- уставные документы, банковские реквизиты для составления договора;
- соответствующие ГОСТы или ТУ;
- шаблон этикетки.
При производстве пищевой уксусной продукции в Российской Федерации используется ГОСТ Р 56968 или ГОСТ Р 57624. Если в процессе изготовления товара есть отклонения от положений ГОСТ, предприниматель вправе разработать технические условия (ТУ) или стандарт организации (СТО). Эти нормативы содержат особенности производства, упаковки, маркировки и другие критерии, отличные от ГОСТ, но не противопоставленные ему.
По желанию изготовитель может инициировать регистрацию текста ТУ в реестре Банка данных Продукция России. Эта процедура проводится для защиты интеллектуальных прав на содержание документа.
Предприятиям пищевой промышленности необходимо внедрять систему ХАССП (СМБПП). Эта система включает процедуры анализа рисков и установления критических контрольных точек, что обеспечивает контроль и предупреждение опасностей на всех стадиях производства пищевых продуктов. СМБПП устанавливает критические пределы, проводит мониторинг, предпринимает корректирующие действия и ведет документацию для гарантии безопасности продукции. Впоследствии предприниматель может оформить сертификат по ГОСТ Р ИСО 22000.
Важно. Если уксус непищевой и применяется в производстве, например, при изготовлении бытовой химии, то изготовителю необходимо разработать и зарегистрировать паспорт безопасности на химическую продукцию.
Существует два вида паспорта:
- по ГОСТ 30333 – для перевозок химических веществ внутри страны;
- MSDS – для международных перевозок.
Как получить сертификат на уксус
Специалисты центра сертификации «Гортест» в Санкт-Петербурге окажут содействие в оформлении отказного письма, отрицательного решения, сертификата качества и ответят на любые вопросы. Заполните контактную форму сайте, специалисты быстро свяжутся с вами, чтобы обсудить все детали. Обращайтесь за бесплатными консультациями и оформлением всех необходимых документов на услуги и продукцию.