Сертификация защитных тканевых масок

тканевые маскиЛицевая защитная маска – это изделие, которое применяется в целях защиты от негативных производственных факторов, в медицинской сфере (при осмотре, лечении и т.д.), а также при неблагоприятной эпидемиологической обстановке в случае распространения вирусной инфекции. Действующим законодательством предусмотрена сертификация тканевых масок – это обязательная оценка соответствия продукции установленным требованиям безопасности.

Производителям или импортерам выдается разрешительная документация, без наличия которой изготавливать и реализовывать изделия запрещается. Согласно КоАП РФ при отсутствии документации налагаются крупные штрафы, а деятельность компании может быть приостановлена.

Что необходимо оформлять на такие изделия?

Определить, нужна ли сертификация тканевых масок, позволяет идентификация товара в качестве объекта обязательной оценки. Форма проведения процедуры и вид разрешительного документа зависит от назначения продукции, а также от того, под какой нормативно-правовой акт она попадает.

В частности, маски защитные из ткани классифицируются, как медицинские, СИЗ – средства защиты индивидуальной и бытовые санитарно-гигиенические (многоразовые, с декором и т.д.).

Медицинские маски

Все товары, используемые в медицине, в том числе тканевые маски, подлежат обязательной сертификации – оценке соответствия согласно ПП РФ №1416.

После проведения оценочных мероприятий выдается РУ – регистрационное удостоверение. Важным этапом оценки являются лабораторные испытания продукции – токсикологические, по техническим параметрам, микробиологические и т.д. Выдает этот документ Росздравнадзор.

Следует отметить, что в 2020 году для подобных мед. изделий процедура проводится по упрощенной форме (согласно ПП РФ №299).

СИЗ для органов дыхания

Еще один актуальный вопрос – нужна ли сертификация на защитные тканевые маски, если они классифицируются в качестве СИЗ. Обычно такие изделия применяются на производствах, к примеру – на мукомольных предприятиях, в деревообрабатывающих цехах и т.д. Эти товары попадают под действие ТР ТС 019/2011.

Согласно техрегламенту, предусмотрено две формы оценки соответствия:

  • декларирование – если изделия применяются в среде с низкими потенциальными рисками (к ним относятся средства защиты органов дыхания от пыли, твердых частиц, нетоксичных испарений и т.д.);
  • сертификация – если продукция предназначена для среды в высокими рисками для здоровья людей, к примеру, радиация, токсические испарения и т.д. (лепестки, респираторы и иное).

Бытовые (многоразовые, санитарно-гигиенические) маски

Для таких изделий обязательной оценки не предусмотрено. Рекомендуется придерживаться требований безопасности (санитарии и гигиены) в работе с тканями согласно ТР ТС 017/2011. Также производители могут использовать в процессе производства тех. условия 13.92.29–005–00302178 от 12.04.2020 года, а сертификация бытовых тканевых масок проводится добровольно – по желанию заявителя.

Лабораторные испытания продукции

Это важнейший этап проведения обязательной оценки соответствия. Так, для оформления регистрационного удостоверения необходимо пройти комплекс лабораторных экспертиз – токсикологические, клинические микробиологические и иные.

Для регистрации декларации доказательную базу, включая протокол испытаний, предоставляет заявитель, а проводятся такие исследования – либо в заводских условиях (при наличии лаборатории в структуре предприятия) либо в сторонних специализированных испытательных центрах.

Для проведения исследований необходимо провести отбор типовых образцов и направить их в лабораторию. В ходе экспертизы определяются такие параметры, как:

  • физические – прочность, плотность материала и иное;
  • состав используемого сырья;
  • отсутствие в составе токсичных и опасных (запрещенных) веществ;
  • санитарно-гигиеническая безопасность;
  • устойчивость к истираниям;
  • пыленепроницаемость;
  • устойчивость к влаге и т.д.

В протоколе испытаний указываются следующие сведения: название и контакты лаборатории, которая проводила экспертизы, данные заявителя (производителя или импортера), краткое описание продукции (название, коды по ТН ВЭД и другое), применяемые методы и созданные условия, установленные показатели (в виде таблицы), подписи уполномоченных лиц и печати.

Протоколу присваивается регистрационный номер и указывается дата его выдачи. Положительное заключение лабораторного отчета является основанием для выдачи РУ или регистрации декларации.

Что нужно для прохождения оценочной процедуры?

Пакет документации для проведения обязательной оценки соответствия включает в себя:

  • письменное заявление;
  • сведения о регистрации и постановке на налоговый учет – скан-копии ОГРН и ИНН;
  • копии Устава/учредительного договора;
  • выписку из ЕГРИП (для ИП) и ЕГРЮЛ (для юридических лиц);
  • коды на продукцию по ТН ВЭД/ОКПД2;
  • сведения о товаре – наименование, вид, состав, назначение и иное;
  • элементы для нанесения маркировочной информации – этикетки, ярлыки, листы-вкладыши и иные;
  • нормативно-техническую документацию – государственные стандарты (ГОСТы) или Технические условия производителя (ТУ);
  • при наличии – протоколы (ПИ), которые были получены ранее, включая заключения заводских экспертиз, которые проводил заявитель;
  • таможенную документацию на импортные изделия – контракт/договор поставки и т.д.

Консультации специалистов центра «Гортест» по всем вопросам осуществления обязательной оценки можно получить, позвонив по указанному номеру телефона или заполнив форму запроса. Поможем провести процедуру обязательного подтверждения безопасности, а также получить добровольные сертификаты, разработать ТУ и другое.

Обращайтесь, консультации предоставляются бесплатно!

 

Часто задаваемые вопросы

Для чего нужна сертификация тканевых масок?

Сертификацию тканевых масок проводят для того, чтобы подтвердить соответствие данной разновидности изделий требованиям действующих стандартов. Оценка продукции обязательна в том случае, если она относится к средствам индивидуальной защиты и входит в сферу регулирования ТР ТС 019/2011.

Защитные маски, используемые в медицине, подлежат обязательной регистрации в Росздравнадзоре. По результатам проверки выдается регистрационное удостоверение – РУ.

Бытовые многоразовые масочные изделия, которые используются в санитарно-гигиенических целях, подлежат декларированию по ТР ТС 017/2011, как изделия легкой промышленности.

Дополнительно на товары этого типа можно провести добровольную сертификацию, для получения следующих конкурентных преимуществ:

  • укрепления доверия потребителей;
  • роста показателей конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности;
  • сотрудничества с крупными торговыми сетями;
  • увеличения прибыли.

Срок действия сертификата на тканевые маски?

Если речь идет о добровольном сертификате соответствия на указанный вид продукции, то данный документ выдается на один или три года.

Регистрационное удостоверение Росздравнадзора, которое оформляется на защитные приспособления, используемые в медицине, действует бессрочно. Что касается средств, предназначенных для индивидуальной защиты от негативного влияния производственных факторов (пыли, нетоксичных испарений), на них изготовителю или импортеру понадобится оформить и зарегистрировать декларацию. Предельный срок ее действия составляет 5 лет.

Декларация на бытовые масочные изделия по ТР ТС 017/2011 остается актуальной также в течение пятилетнего периода. Минимальный срок ее действия – 1 год.

Какие документы оформлять на тканевые маски?

Чтобы определиться, какие разрешительные документы требуется оформлять на тканевые маски, нужно знать, для какой цели и в какой сфере они используются. На указанный вид изделий получают:

  • РУ (регистрационное удостоверение) Росздравнадзора – при условии, что они относятся к медицинским товарам;
  • декларацию соответствия по ТР ТС 019/2011 – на средства для защиты от вредных производственных факторов с низкими потенциальными рисками опасности (например, маски от пыли);
  • декларацию ТР ТС 017/2011  на бытовые изделия с декором.

После получения обязательных разрешительных документов, предприниматель может оформить добровольный сертификат в системе добровольной сертификации, зарегистрированной  Росстандартом.

Где получить сертификат на тканевые маски?

Чтобы оформить сертификат соответствия на указанный вид изделий, производителю или импортеру потребуется обратиться в центр сертификации. Процедуру проводят по инициативе субъекта хозяйствования – для этой цели потребуется предоставить заявку. Сертификация включает в себя следующее:

  • уточнение деталей оформления в каждом индивидуальном случае – для этого необходимо идентифицировать товары и определить, какие разрешительные документы нужны для их реализации;
  • заключение договора о сотрудничестве;
  • предоставление пакета бумаг;
  • отбор образцов для выполнения тестов;
  • проведение установленного перечня испытаний в аккредитованной лаборатории – их итоги вносят в протокол;
  • оформление сертификата;
  • получение готового документа заказчиком.

Как долго проходит сертификация тканевых масок?

Если у заявителя имеются в наличии протоколы с положительными результатами тестов, то оформление сертификата на данную категорию товаров займет 3 – максимум 7 дней. Если испытания не проводились, осуществляется отбор образцов, и выполняются исследования в лабораторных условиях. В среднем, этот процесс длится от 2-х недель и более, в зависимости от загруженности лаборатории.

Также продолжительность проведения сертификации зависит от следующих моментов:

  • типа и перечня изделий, которые подлежат оценке;
  • наличия полного комплекта бумаг для прохождения процедуры;
  • схемы, по которой выполняется оценка и других.

Уточнить, сколько времени потребуется для получения разрешительного документа, можно при обращении к экспертам центра сертификации «Гортест».

    Оставить заявку