Сертификация б/а напитков

Безалкогольные напитки не содержат этиловый спирт и производятся с использованием различных ингредиентов, таких как фрукты, ягоды, травы, специи, вода, натуральные соки и другие.

Безалкогольные напитки бывают различные:

  • предназначенные для взрослых или детские;
  • газированные и не газированные;
  • сладкие или кислые;
  • с фруктовыми или ягодными вкусами;
  • с добавлением ароматических веществ и т.д.

К ним, например, относятся соки, газированные напитки, чай, кофе, лимонады, морсы, компоты, кисель и другие.

Как и для всех продуктов питания, перед выпуском в обращение на рынок проводится обязательная оценка соответствия, по итогам которой регистрируются разрешительные документы. Без наличия документации реализовывать продукцию на рынке запрещается!

Для продуктов питания предусмотрена процедура декларирования по требованиям технических регламентов Таможенного союза (ТР ТС). На ряд товаров-исключений оформляется свидетельство о государственной регистрации (СГР). Сертификация безалкогольных напитков проводится дополнительно в добровольном порядке.

Какие документы обязательны?

В большинстве случаев потребуется регистрация декларации о соответствии ТР ТС. Проверяется соблюдение норм регламентов:

  • ТР ТС 021/2011 – содержит общие правила выпуска продовольственных товаров;
  • ТР ТС 023/2011 – является основным нормативом для соковой продукции, морсов;
  • ТР ТС 029/2012 – применяется, если в производстве продуктов питания используются ароматизаторы, загустители и красители.

В некоторых категории товаров требуется оформление СГР. К такой продукции относят:

  • специализированные продукты;
  • БАДы;
  • предназначенные для детей либо для беременных, спортсменов напитки (ТР ТС 027/2012).

Также можно дополнительно доказать качество продукции и получить сертификат соответствия на безалкогольные напитки. Добровольный документ подтверждает, что товар производится в соответствии с определенным стандартом (ГОСТ) или техническими условиями (ТУ), которые применялись компанией.

Разработка нормативно-технической документации

В России основным гос. стандартом для производства напитков, не содержащих алкоголь, является ГОСТ 28188-2014.

Однако многие российские производители используют собственные разработки и рецептуры. В таком случае, обязательна составление и регистрация ТУ. Получить помощь в разработке ТУ следует у специалистов центра.

Также потребуется этикетка, которая должна учитывать критерии, которые указаны в ТР ТС 022/2011. Маркировка обязательно содержит такие показатели, как состав, БЖУ, содержание сахара, срок годности, условия хранения и т.д. Все данные, наносимые на этикетку, должны быть подтверждены соответствующими протоколами.

Лабораторные испытания образцов

Для регистрации декларации ТР ТС нужен протокол испытаний.

Протокол испытаний может быть оформлен по схеме 1д (собственные доказательства производителя) или по схеме 3д (протоколы от аккредитованной лаборатории).

Для регистрации декларации потребуется испытывать каждый продукт, если составы отличаются. Если отличие только во вкусовых/ароматических добавках, то достаточно одного протокола на типовой образец.

В лаборатории проводятся различные анализы, чтобы проверить качество продукции по требованиям ТР ТС и нормативно-техническим данным изготовителя. Наиболее распространенные показатели:

  • органолептические (к ним относятся цвет продукта, его запах, вкус, прозрачность и т.д.);
  • содержание сахара;
  • кислотность, которая должна находится в пределах допустимых норм.
  • консистенция;
  • качество воды, если она является основным ингредиентом (проверяется отсутствие примесей, взвешенных частиц и т.д.);
  • содержание красителей и ароматизаторов;
  • содержание витаминов и минералов;
  • микробиологическая безопасность;
  • соответствие срокам годности;
  • санитарная и гигиеническая безопасность применяемой упаковки.

Данные протокола обязательно указываются при регистрации декларации в личном кабинете заявителя на сайте ФСА.

Внедрение ХАССП в компанию

ХАССП (HACCP) – это система для эффективного управления безопасностью, которая используется на производственных предприятиях для создания безопасной продукции при контроле возможных рисков.

В соответствии с ТР ТС 021/2011, эта процедура для изготовителей пищевой отрасли обязательна!

Главный принцип ХАССП – определение критических точек (ККП), на которых необходимо идентифицировать и предотвращать риск появления опасных факторов (бактерий, токсинов вирусов и т.д.). Процесс состоит из этапов:

  • оценка рисков и основных опасностей;
  • выявление моментов, в которых возможно возникновение опасности (т.е. ККТ);
  • установление допустимых значений параметров для ККТ;
  • разработка системы мониторинга;
  • проверка работы системы и, при необходимости, внесение корректировок;
  • итоговый аудит и оформление сертификата ХАССП.

Отсутствие системы ХАССП на предприятиях пищевой промышленности приводит к крупным штрафам, поэтому важно внедрить систему своевременно.

Проведение добровольной сертификации

Заявитель вправе также дополнительно подтвердить качество товара и оформить добровольный сертификат на безалкогольные напитки, который предоставит компании конкурентные преимущества:

  • поставки продукции на новые рынки;
  • успешное участие в госзакупках;
  • лояльность покупателей к качественным товарам и т.д.

Сертификация проводится при содействии специалистов. Для этого заявителю нужно обратиться с комплектом документации и образцами. Этапами оценки являются:

  1. Проверка документов.
  2. Проведение исследований.
  3. Анализ результатов.
  4. Согласование макета сертификата.
  5. Выдача оригинала документа заявителю.

Для проведения сертификации потребуются:

  • данные о компании (реквизиты, местонахождение, копии ОГРН и ИНН);
  • нормативно-тех. документация (ГОСТы и ТУ);
  • этикетки;
  • данные о внедрении ХАССП;
  • договор уполномоченного лица на импортные товары.

За консультациями обращайтесь к специалистам центра – по телефону или online на сайте. Консультации представляются бесплатно.

Часто задаваемые вопросы

Кому необходимо получение сертификата на безалкогольные напитки?

Сначала в обязательном порядке оформляется декларация по ТР ТС либо СГР, если пищевая продукция предназначена детям либо является специализированной – для беременных, диабетиков и т.д. Без наличия разрешительных документов, подтверждающих проведение оценки соответствия, реализовать продовольственные товары на рынке запрещается. Сертификация же проводится дополнительно – с целью повышение конкурентоспособности на рынке, для победы в тендерах и прочего.

Какая стоимость сертификации безалкогольных напитков?

Стоимость проведения процедуры зависит от многих факторов. Например, на окончательную цену может повлиять:

  1. Система, в рамках которой проводится процедура. Например, по ГОСТ, эко-сертификация, Халяль и т.д.
  2. Готовность документов заявителя, т.к. может потребоваться разработка документации, которой недостает. Например, этикетки или ТУ.
  3. Проведение нескольких исследований образцов в лаборатории из-за наличия различных составов.

Точную стоимость услуг оглашает эксперт после консультации.

На какой срок выдается сертификат на б/а напитки?

Добровольный сертификат действителен 1 или 3 года. Однако получить этот документ нельзя без ранее зарегистрированной декларации ТР ТС, срок действий которой составляет до 5 лет.

И декларация, и сертификат – это документы, которые продлению не подлежат, поэтому по истечении их срока действия проводится процедура переоформления.

    Оставить заявку