Зелень, как продукт питания, представляет собой свежие молодые побеги растений, которые могут употребляться непосредственно в пищу, либо для приготовления иных блюд. Также на рынке представлен относительно новый продукт – микрозелень, т.е. первичные всходы растений. Вся указанная продукция, поставляемая в свежем, сушеном или измельченном виде, должна сертифицироваться с регистрацией деклараций.
Кому нужна сертификация зелени?
Выращивая лук, укроп, петрушку или иные съедобные растения на своем огороде для личного использования, проходить сертификацию не нужно. Требования о декларировании распространяются только на изготовителей, продавцов и поставщиков указанной продукции, т.е. на участников коммерческого рынка. Декларация, оформленная по техрегламентам ТС, дает право ввозить товар через границу, заниматься оптовыми и розничными продажами.
Так как Россия входит в Таможенный союз, она использует систему технического регулирования для подтверждения качества и безопасности продуктов. В отношении любых видов зеленых побегов применяются следующие нормативные акты:
- регламент ТС 021/2011, как и на иные виды пищевой продукции;
- регламент ТС 022/2011, которые содержит правила маркировки продовольствия;
- регламент ТС 029/2012, если на рынок поставляется переработанная зелень с использованием пищевых добавок и вспомогательных компонентов.
В одной декларации можно указать сразу несколько видов продуктов. Однако для каждого из них необходимо оформлять отдельный протокол испытаний. Этот документ выдается после исследования качества продукции в лабораторных условиях.
Есть возможность получить и сертификат на свежие или иные зеленые побеги растений. Эта проверка проводится в добровольном формате, а нормативные показатели качества будут взяты из ГОСТ или ТУ. Кстати, если характеристики вашей продукции не подпадают по действующие ГОСТы, необходимо разработать собственные технические условия.
Если вам нужны разрешительные бланки для поставок и продажи свежих или переработанных овощей, побегов растений и микрозелени, обращайтесь в наш центр. Вы получите помощь опытных специалистов на всех стадиях сертификационной процедуры, сэкономите время и деньги.
Какие документы необходимы для сертификации зелени
Как и на другие виды продуктов, для регистрации ДС потребуются следующие данные:
- заявка от фирмы или предпринимателя по установленной форме;
- ИНН, выписки ЕГРИП или ЕГРЮЛ, копия устава, приказ о наделении полномочиями директора организации, реквизиты для оформления счета;
- инвойсы, спецификации, договора и иные материалы для импортных продуктов;
- документация изготовителя, в том числе подтверждающий документ на СМК, на соответствие принципам ХАССП;
- протоколы, экспертные заключения, иные доказательства качества, ранее полученные заказчиком;
- список ГОСТ и ТУ, которым соответствуют потребительские свойства и процесс изготовления (выращивания) продукта.
Особе внимание нужно уделить подтверждению, что предприятие соблюдает принципы стандарта ХАССП (в России действует его аналог ГОСТ ИСО 22000-2007). Использование системы ХАССП является важным условием для всех участников цепочки создания продовольствия. Оптимальным вариантом является заблаговременное оформление сертификата на соответствие этому стандарту.
Перечень зелени для сертификации
Декларацию соответствия на зелень можно зарегистрировать на любые разновидности продукции:
- свежий лук, укроп, сельдерей, петрушка, салаты различных видов;
- сушеная, резаная, измельченная или переработанная иным способом зелень;
- различные виды зеленых смесей и наборов, в том числе как готовая заправка для салатов.
На рынке постоянно появляются новые разновидности зеленых растений и салатов, как результат работы селекционеров и генетиков. Если на территорию ЕАЭС ввозятся побеги растений, выращенные с использованием ГМО, на такую продукцию необходимо оформить свидетельство о госрегистрации.
В каких случаях необходимо получать декларацию?
Отсутствие добровольного сертификата не повлечет никаких проблем, кроме низкой конкурентоспособности продукции. Если при таможенном оформлении или проверках в магазине выявят отсутствие декларации, все будет намного сложнее. Предпринимателю грозит крупный штраф с конфискацией товара, приостановление деятельности на срок до 90 дней. Естественно, ввоз несертифицированного товара через границу также будет невозможен.
Не меньше проблем возникнет при нарушении правил маркировки продуктов. Обязанность нанесения знаков соответствия “ЕАС” и сведений о продукции возлагается на изготовителя и импортера. Если на этикетке или упаковке будут нанесены недостоверные сведения, также накладывается штраф, а товар конфискуется. Соответствие маркировки проверяется согласно регламенту ТС 022/2011, для чего заказчик передает этикетку или ее проект.
Как происходит оценка качества?
Прохождение процедуры декларирования с помощью центров является оптимальным решением. Например, обратившись к нам, вы сможете пройти все процедуры и получить ДС на максимально выгодных условиях. Оценка соответствия включает следующие этапы:
- заполнение и передача заявления, направление обязательного комплекта бумаг;
- выбор схемы для подтверждения соответствия и качества (например, по партии отдельной продукции, по серийно произведенной зелени);
- производственный контроль (в случаях, когда это предусмотрено схемой подтверждения по техрегламентам ТС);
- изучение материалов, представленных заказчиком, в том числе своих доказательств;
- комплекса экспертиз и исследований продовольствия в лабораторных условиях, по результатам оформляется протокол;
- регистрация разрешительного бланка, направление соответствующих данных в реестр ФСА.
Основные показатели безопасности, которые проверяются при декларировании указаны в ТР ТС 021/2011. Сюда входят микробиологические и химические показатели, надлежащие условия производства (выращивания), хранения и поставки продуктов. Результаты проверок указываются в протоколах, которые нужно предъявлять вместе с ДС.
Срок действия деклараций ТР ТС не превышает 5 лет (если заказчик выбирал схемы оценки по серийной продукции). Для отдельной партии ДС действует на весь период реализации, но не более срока годности. Сертификат, выданный в добровольном порядке, будет действовать 1 или 3 года.
Для чего нужен фитосанитарный сертификат?
Если вы планируете поставлять выращенную зелень за пределы страны, нужно подтвердить отсутствие болезней растений, соответствие карантинным требованиям. Для этого оформляется фитосанитарный сертификат через подразделения Россельхознадзора. Документ выдается по месту выращивания и сбора растений, а срок его действия не превышает 14 дней (при поставках в страны ЕС) или 15 суток (при экспорте в иные страны). Проверять наличие фитосанитарных сертификатов будут таможенные службы, поэтом важно не пропустить срок их действия.
Подробнее об особенностях сертификации на свежие или переработанные зеленые побеги вы можете узнать у наших специалистов. Звоните, по всем возникшим вопросам консультации бесплатны!