Требованиями законодательства ЕАЭС предусмотрена обязательная оценка соответствия в отношении любых пищевых продуктов, производимых и/или реализуемых на территории стран-участниц Союза. Данное требование установлено профильным техрегламентом – ТР ТС 021/2011.
Помимо указанного ТР ТС для рыбы, рыбной продукции и морепродуктов введен в действие дополнительный узкоспециализированный техрегламент – ТР ЕАЭС 040/2016.
Классификация продукции
Проведение обязательной оценки соответствия требуется в отношении всех видов креветок – свежих, замороженных, варенных, копченных, сушеных, очищенных и в панцире.
Креветки классифицируют по размеру, стране происхождения и другим критериям.
Также проверке подлежат и все субпродукты из рыбы и морепродуктов – пасты, консервы, бульоны, закуски и пр.
Виды документов, которые оформляют на креветки
Техническими регламентами (ТР ТС 021 и ТР ЕАЭС 040) предусмотрено проведение оценки соответствия в форме декларирования, государственной регистрации или ветеринарной экспертизы. Правильный выбор формы контроля осуществляется на основании идентификации продукции, особенностей ее производства и поставки.
В большинстве случаев требуется регистрация декларации соответствия.
Особенности декларирования
Декларация принимается от лица заявителя, который несет полную ответственность за достоверность указанной в документе информации. Она необходима для законного ведения любой коммерческой деятельности – производства, реализации, ВЭД.
Декларация соответствия свидетельствует о том, что изделия прошли процедуру контроля качества и являются безопасными для потребителей.
Отсутствие данного разрешительного документа влечет наступление административной ответственности в виде конфискации товаров, взыскания крупных штрафов, ограничения деятельности фирмы.
Схемы декларирования
Выбор схемы проведения оценки осуществляется предпринимателем. Допускается принятие декларации по одной из следующих схем:
- для серийного выпуска – 1д, 3д, 6д;
- для партии продукции – 2д, 4д.
При декларировании серийного производства заявителем могут выступать только изготовители, в том числе иностранные, действующие через уполномоченное лицо, имеющее регистрацию в любой из стран ЕАЭС. Зарегистрировать декларацию на партию товаров помимо производителей могут поставщики, импортеры, продавцы.
Схемы 1д и 2д обладают отличительной особенностью – при их применении допускается регистрация декларации на креветки на основании протоколов испытаний независимой лаборатории. В остальных случаях требуется проведение испытаний сугубо в аккредитованных испытательных центрах (лабораториях).
Порядок регистрации декларации в реестре
Декларирование состоит из следующих основных этапов – это:
- получение ЭП квалифицированного типа в одном из удостоверяющих центров;
- регистрация предпринимателя-заявителя на портале Госуслуг;
- проведение лабораторных испытаний выборочных образцов продукции;
- вход в личный кабинет в ФГИС Росаккредитации;
- загрузка удостоверенных ЭП протоколов испытаний и документов, характеризующих деятельность компании, в информационную систему ФСА;
- формирование и публикация новой записи о декларации в реестре.
С момент внесения сведений в реестр декларация вступает в законную силу.
Добровольная сертификация: цели, преимущества, порядок действий
После проведения обязательных мероприятий предприниматели могут дополнительно провести добровольную сертификацию креветок в рамках добровольных систем сертификации. При этом проверяемые характеристики, показатели и потребительские свойства продукции заявитель может выбрать самостоятельно.
Компании, которые осуществляют производственную деятельность, связанную с пищевой продукцией, согласно требованиям ТР ТС 021/2011 должны разработать и внедрить на производстве систему менеджмента качества, основанную на принципах HACCP (ХАССП). Ее использование является обязательным, а сертификация СМК проводится добровольно.
Наличие добровольных сертификатов позволяет компаниям повысить конкурентоспособность продукции, стимулировать потребительский спрос, участвовать в госзакупках, сформировать положительный имидж и рост узнаваемости бренда, в целом увеличить показатели товарооборота.