Духи являются парфюмерным изделием, состоящим из водно-спиртового раствора душистых веществ. К этой категории относятся также одеколоны, выпускающиеся как освежающие, гигиенические средства, парфюмированная, туалетная вода, что используются для придания аромата телу, одежде, прочие душистые жидкости.
Справка! Детские духи, как и взрослые, представляют собой парфюмерную продукцию, но с учетом возрастных особенностей.
Проверка качества и безопасности таких товаров обязательна по законодательству ЕАЭС, чтобы исключить поступление на рынок некачественных товаров, а также защитить здоровье потребителей и экологическую обстановку. Процедура оценки начинается с идентификации товара и его состава.
Правила обязательной сертификации духов
Для производства, импорта и продажи необходимо проверять данный товар и получать разрешительную документацию.
Требования безопасности для косметики и парфюмерии определяет технический регламент ТС 009/2011. Согласно этому документу, поставщик или производитель должен оформить:
- СГР – свидетельство о госрегистрации:
- для детского парфюма;
- изготовленного с применением наноматериалов.
- Декларацию соответствия на духи для взрослых.
Внимание! Для сырья, применяемого в производстве парфюмерии, оценка не требуется.
У российского производителя должен быть документ, регламентирующий процесс выпуска продукции — можно использовать ГОСТ 31678-2012, либо разработать и зарегистрировать свои технические условия (ТУ).
Для проведения оценки требуется предоставить образцы парфюмерно-косметических изделий. В случае с импортируемыми товарами типовые образцы завозятся в страну по письму от аккредитованной лаборатории. При этом на них оформляется таможенная декларация, которая необходима для последующего оформления разрешительных документов.
Кроме того, при ввозе импортного груза потребуется заключить договор уполномоченного лица (ДУЛ) между производителем и импортером парфюмерии.
Отсутствие разрешительных документов может привести к штрафам, конфискации партии товаров, приостановке производственной линии на срок до 90 дней.
Порядок оформления СГР и декларации на духи
На каждый уникальный состав продукции оформляется отдельное свидетельство. Документ выдается центральным или территориальным отделением Роспотребнадзора в рамках указанного ТР ТС 009 на 5 лет.
Получить СГР необходимо до момента ввоза товара или начала его производства на территории стран ЕАЭС.
После оформления все данные о заявителе и заявленной парфюмерии вносятся в официальный реестр СГР ЕАЭС. Свидетельство выдается в оригинале на бланке установленного образца, который включает следующие сведения:
- Название, торговая марка, назначение парфюма.
- Реквизиты заявителя, производителя.
- Уникальный рег. номер, дата выдачи, срок действия документа.
- Информация о соответствии изделия требованиям, данные о доказательной базе (протоколов, экспертных заключений).
- Подпись, ФИО уполномоченного должностного лица.
Декларация соответствия на духи регистрируется только при наличии положительных результатов испытаний, проведенных в аккредитованной лаборатории. Декларирование проводится по схемам 3д, 4д или 6д, если предприятие использует стандарт GMP. Максимальный срок действия декларации на серию составляет 5 лет.
Продукция проверяется на соответствие следующим критериям:
- физико-химические свойства;
- микробиология;
- содержание вредных веществ;
- токсикологические параметры;
- клинические, клинико-лабораторные показатели;
- корректность, полнота потребительской информации на этикетке.
При получении отрицательного протокола испытаний оформлять разрешительный документ запрещается.
Маркировка духов в Честный знак
Согласно ПП № 792, с октября 2020 года парфюмерия с кодами ТН ВЭД 3303 и ОКПД2 20.42.11 подлежит обязательной маркировке идентификационными кодами Data Matrix и регистрации в системе Честный знак.
Реализация духов, одеколонов, воды туалетной из указанных категории без кодов идентификации грозит штрафными санкциями.
Под данное требование не попадают и не маркируются Data Matrix некоторые виды парфюмерных изделий:
- тестеры, пробники до 5 мл;
- образцы для выставок;
- кремовые, твердые духи;
- экспортируемая в ЕАЭС продукция;
- парфюм менее 3 мл для розничной продажи.
Маркировка в Честном знаке обеспечивает контроль за оборотом продукта, предотвращает подделки, нелегальную торговлю, повышает прозрачность рынка, доверие потребителей.
Как получить сертификат качества на духи
После обязательной оценки парфюма предприятия могут оформить добровольный сертификат. Он подтверждает соответствие продукции требованиям ГОСТ или ТУ, установленных изготовителем.
Заявитель может выбрать для проверки определенные параметры, которые подчеркивают преимущества товара. Например, в ходе сертификации возможно подтвердить такие показатели, как:
- стойкость запаха;
- процентное содержание душистых компонентов;
- цветовые характеристики;
- процент этилового спирта.
Добровольный сертификат соответствия на духи действует исключительно в РФ 3 года. Его наличие повышает уровень доверия потребителей, что способствует росту спроса на продукцию, увеличению объемов продаж.
Сертификаты оформляются аккредитованными органами, специализирующимися на данной категории товаров, и выдаются в рамках системы добровольной сертификации (СДС), которая определяет порядок, схемы, правила проверки. Заявитель вправе выбрать любую зарегистрированную в Росстандарте СДС.
Подтверждать соответствие можно не только конкретного изделия, но и производственного процесса. Например, получение сертификата по стандартам ИСО 14001, 45001 или 9001 доказывает, что на предприятии внедрена и функционирует система управления в области экологии, охраны труда или качества соответственно.
Дополнительно можно провести:
- Штрихкодирование продукции.
- Подтвердить натуральность компонентов или отсутствие аллергенов, получив сертификат «ЭКО» или «Гипоаллергенно».
- Разработать и зарегистрировать товарный знак.
Схема работы по сертификации
Процесс оценки включает несколько этапов:
- Заявитель подает заявку с описанием продукции.
- Эксперт анализирует техническую документацию, определяет требования РФ и Таможенного союза для заявленного продукта.
- Оформляется договор на оказание услуг.
- Проводятся испытания образцов.
- Оформляются результаты испытаний в протоколы.
- Регистрируются необходимые разрешения.
- При желании проводится добровольная сертификация духов.
Документы от заявителя
Для оформления необходимых разрешений потребуются:
- Заполненная заявка.
- Технические условия (ТУ) или ГОСТ для продукции.
- Документ на производственное помещение при производстве в РФ.
- ДУЛ с иностранным изготовителем, контракт, инвойс, ГТД на ввоз образцов (при импорте).
- Описание продукции.
- Макет этикетки для реализации продукции.
- ЭЦП для регистрации декларации.
Сроки оформления зависят от типа продукции и сложности процедур, в среднем составляют для декларации от 2 до 15 рабочих дней и от 10 недель для СГР. Стоимость оформления определяется количеством наименований и составов продукции.
За помощью в получении необходимых документов, проведении испытаний и прочих услуг обращайтесь в наш центр “Гортест”.