Сертификация напитков

drinksБезалкогольные и спиртные напитки имеют разный ингредиентный состав и вкус. Все виды продукции объединяет тот факт, что они относятся к категории продовольствия в соответствии с законодательством Евразийского экономического Союза (ЕАЭС). Для товаров необходима обязательная проверка безопасности, которая выполняется до выпуска в торговый оборот.

Какие напитки подлежат сертификации и декларированию

Потребуется ли сертификация напитков для законного старта коммерческой деятельности в России и ЕАЭС? Не такая процедура обязательна для продовольствия. В большинстве случаев предпринимателю необходимо провести декларирование. На торговый ассортимент распространяются следующие технические регламенты ЕАЭС:

  • ТР ТС 021/2011 – распространяется на все виды продовольствия, определяя нормы его безопасности и принципы организации связанных с ним технологических операций.
  • ТР ТС 022/2011 – устанавливает требования к маркировке продтоваров, которые реализуются в упаковке.
  • ТР ТС 029/2012 – содержит правила использования вспомогательных веществ в пищевом производстве.
  • ТР ТС 033/2013 – применяется в отношении молочной продукции (кроме изделий из растительного молока), содержит нормы ее безопасности и организации производственного процесса.
  • ТР ЕАЭС 044/2017 – устанавливает требования к питьевой воде, реализуемой в бутылках и кегах (газированной, негазированной, минеральной и т.д.).
  • ТР ТС 023/2011 – действует для соков, морсов и нектаров, определяя требования к их безопасности.

Установлено, что одна декларация на напитки регистрируется в отношении всех техрегламентов, применяемых в конкретном случае. В ней перечисляются номера всех профильных ТР ТС. Разрешительный документ можно зарегистрировать на серийное производство (максимально на 5 лет) или на партию (на срок годности продтоваров).

В отношении напитков, которые реализуются как детские, относятся к спортивному питанию или специализированному рациону (например, коктейли для похудания), лечебной минеральной воды предусмотрена замена декларирования на государственную регистрации. Процедуру проводит Роспотребнадзор, заявитель получает СГР, которое действительно 5 лет.

Справка. В отношении специализированного рациона дополнительно действует ТР ТС 027/2012.

В настоящее время отсутствует специализированный технический регламент на алкоголь. Однако с июля 2024 года вступит в силу ТР ЕАЭС 047/2018, которым будут устанавливаться нормы и требования для спиртного. Согласно положениям нормативного акта, декларация на серию будет регистрироваться максимум на 3 года, на партию – на срок годности продукта или бессрочно.

Необходимая документация для обязательной оценки

Декларирование напитков предполагает, что предприниматель собирает комплект необходимой документации, куда входит:

  • заявка в сертификационный центр;
  • копии свидетельств ИНН, ОГРН (ОГРНИП) заявителя;
  • копии его устава и реквизиты;
  • письменная информация о продукте, код ТН ВЭД;
  • образцы продукта или протоколы его испытаний;
  • образец этикетки;
  • сертификат ХАССП (в случае наличия).

Российское законодательство обязывает изготовителей работать по нормативному документу (НД), которым регламентируется производственный процесс и устанавливаются требования к характеристикам товара. Предприятие вправе выбрать подходящий ГОСТ и использовать его. Альтернативный вариант – оформление и утверждение технических условий (ТУ). Это внутренний стандарт организации, подготовленный с учетом специфики ее ассортимента.

В случае импорта предоставляется контракт, по которому предприниматель представляет в ЕАЭС зарубежного производителя или приобретает одну партию продукции. Дополнительно необходимы инвойсы, таможенные декларации.

Алгоритм декларирования напитков

Когда необходимая документация собрана, предпринимателю нужно проверить, соблюдаются ли на производстве принципы ХАССП. Они описаны в стандарте ISO (ИСО) 22000 и предполагают, что компания выявляет, оценивает потенциальные риски, принимает меры контроля для сокращения их отрицательного воздействия.

Декларирование обязательно включает получение образцов с производства или ввоз в ЕАЭС по особой таможенной процедуре (при импорте), передачу на исследования в лаборатории. Для проб предусмотрена проверка таких параметров, как:

  • органолептика (внешний вид, вкус, аромат и т.д.);
  • микробиологическая безопасность (КМАФАнМ, отсутствие колиформ, плесени) – для безалкогольных изделий;
  • гигиеническая безопасность (наличие / отсутствие в составе свинца, ртути, кадмия, мышьяка, пестицидов);
  • радиологические характеристики;
  • отсутствие ГМО и т.д.

Для кофе и энергетиков дополнительно проверяется содержание кофеина, для чая – хинина. Для крепкого алкоголя определяется наличие метилового спирта, для пива – нитрозаминов.

Для соков проверяется доля титруемых кислот и сухих компонентов, массовая доля сахара. Для молочной продукции изучается жирность, кислотность, содержание СОМО и т.д.

Лаборатория по итогам работы составляет, заверяет и передает клиенту одну копию протокола испытаний (ПИ). На его основании предприниматель сам регистрирует декларацию в электронном сервисе ФГИС Росаккредитации. Для процедуры используется усиленная электронная подпись.

Добровольная оценка качества напитков

Добровольный сертификат на напитки – это дополнение к разрешающей документации, которое необходимо, чтобы подтвердить их высокое качество. Он удостоверяет, что продукция отвечает требованиям, установленным в НД производителя. Предприятие самостоятельно решает, какие именно особенности, характеристики товара будут в нем упомянуты.

Дополнительно предприниматель вправе получить на продукцию сертификаты ЭКО, БИО. Они подтвердят, что в составе товара нет токсичных веществ, что он отвечает нормам экологичности, натуральности. Отсутствие в напитках генно-модифицированных организмов удостоверяется сертификатом «Без ГМО».

Добровольная сертификация выполняется на период до 3 лет. Процедура помогает привлечь внимание оптовых и розничных покупателей к бренду, увеличить реализацию, освоить новые ниши продаж и заключить крупные контракты.

Для старта продаж товара через торговые сети и маркетплейсы предприятию нужно провести процедуру его штрихкодирования, т.е. маркирования каждой упаковки идентификационным средством.

Остаются вопросы? Обратитесь к экспертам центра сертификации. Они предоставят разъяснения и помогут в прохождении оценочных мероприятий или оформлении отказных писем.

    Оставить заявку