Под химчистками понимаются предприятия, которые оказывают услуги по устранению пятен и иных загрязнений с одежды без использования воды. Прачечная – это компания, которая занимается стиркой и дальнейшей обработкой (сушкой, глажкой и т.д.) грязного белья. В обоих случаях сервис не подлежит обязательной сертификации, однако организации вправе инициировать добровольное подтверждение соответствия.
Общее понятие о сертификации
Согласно 184-ФЗ от 27.12.2002, под сертификацией услуг понимается подтверждение их соответствия нормативам, которые зафиксированы в документации по стандартизации или в условиях договоров с контрагентами. Процедура призвана содействовать клиентам в выборе предприятия для обращения и повышать конкурентоспособность сервиса, оказываемого организацией.
В России и Евразийском экономическом союзе не установлено требование об обязательной сертификации услуг. Оценка выполняется добровольно, по инициативе заявителя, на основе договора между ним и сертифицирующим органом.
Добровольная сертификация
Поскольку сертификационные процедуры проводятся в добровольном порядке, предприниматель сам выбирает объект оценки. Например, это может быть определенный вид деятельности организации.
Согласно классификатору ОКПД2, услугам химчисток присвоен код 96.01.12.000, прачечных – 96.01.19.100. Предприятия вправе провести оценку таких видов оказываемого сервиса, как:
- стирка белья;
- обработка;
- сушка;
- химическая чистка;
- биочистка;
- влажная обработка и т.д.
Также заявитель вправе сертифицировать систему управления компанией, например, по стандарту ИСО 9001. Так подтверждается, что выстроенная модель менеджмента соответствует современному мировому опыту, а качество работы строго контролируется.
Требования к химчисткам и прачечным
Заявитель вправе сертифицировать оказываемые услуги по ГОСТ Р 52058-2021. Последним установлены требования к оказываемым сервисам (стирки, глажка, сушка, химическая чистка белья), используемым приборам и моющим средствам, правилам хранения белья, соблюдению санитарных норм.
Помимо этого, требования к предприятиям содержатся в следующих стандартах:
- ГОСТ Р 51108-2016 – химчистки;
- ГОСТ Р 52058-2021 –прачечные.
Предприятие вправе работать не по ГОСТ, а по индивидуальному стандарту – стандарт организации (СТО). Последний оформляется с учетом особенностей конкретных технологических процессов, не может противоречить положениям федеральных законов и ГОСТ.
Документы для сертификации
Для оценочных процедур от заявителя будет необходимо следующее:
- заявка;
- свидетельства ИНН и ОГРН (ОГРНИП) заявителя;
- копия устава;
- реквизиты фирмы;
- подробная информация о деятельности компании;
- номер используемого ГОСТ или скан СТО;
- штатное расписание и подтверждения квалификации наемных сотрудников;
- подробная информация об используемых материалах и оборудовании, документы на них;
- документация на занятые предприятием помещения (подтверждение собственности или аренды);
- прочее (по запросу).
В добровольном порядке заявитель вправе предоставить дополнительную документацию, например, результаты опросов клиентов.
Порядок оформления сертификата
Сертификационные процедуры организуются по следующему алгоритму:
- Предприниматель отправляет заявку в центр сертификации (ЦС).
- Тот изучает обращение, определяет, какие оценки соответствия нужно провести.
- ЦС предоставляет клиенту консультации, заключает с ним договор.
- Заказчик с помощью ЦС собирает комплект необходимой документации.
- ЦС организует обращение в сертифицирующий орган, у которого имеется соответствующая аккредитация.
- Данный орган осуществляет все необходимые проверки и экспертизы.
- Сертификат выдается заявителю (при положительных результатах оценок).
Сертификат предоставляется на период от 1 года до 3 лет.
Показатели, проверяемые во время сертификации
Сертификационные процедуры предполагают проведение обязательного аудита предприятия, в ходе которого проверяется следующее:
- работоспособность и безопасность оборудования, наличие на него разрешительной документации;
- наличие систем водоснабжения и иных инженерных коммуникаций;
- микроклимат в помещениях организации (температура, влажность, освещенность, жесткость воды и т.д.);
- порядок уничтожения отходов;
- безопасность применяемых моющих и чистящих средств;
- соответствие работы организации нормативам пожаробезопасности, экологической безопасности;
- опыт и знания наемных сотрудников;
- выполнение норм по обработке и хранению одежды и белья;
- качество очистки / стирки изделий и т.д.
Для аудита экспертная комиссия выезжает на предприятие, по итогам проверок составляется акт.
Кому и зачем нужен сертификат
Прохождение сертификационных мероприятий дает предпринимателю такие преимущества, как:
- формирование позитивного имиджа компании;
- создание лояльного отношения клиентов к бренду;
- привлечение к сотрудничеству новых клиентов, в том числе корпоративных;
- возможность заключения договоров с крупными игроками рынка: гостиницами, санаториями, заведениями общепита;
- решение прочих маркетинговых задач.
Владелец сертификата получает право использовать знак отличия той системы, в которой проводилась оценка. Он проставляется на сайте компании, в рекламе, коммерческой документации.
Стоимость и сроки получения сертификата
Стоимость и сроки сертификационных процедур зависят от таких нюансов, как:
- специфика бытовых услуг;
- схема подтверждения соответствия;
- стандарт, по которому проводится оценка;
- внутренние правила выбранного сертифицирующего органа;
- готовность у заявителя необходимой документации и т.д.
Цены и сроки согласовываются с заявителем и прописываются в договоре, заключаемом с ЦС. Узнайте подробнее об их расчете на консультациях с ЦС.