Соду относят к химическим неорганическим веществам, выпускается в виде мелкокристаллического порошка белого цвета. Бывает следующих видов:
- Пищевой – применяется как добавка (речь идет о регуляторе кислотности, разрыхлителе или антислеживающем компоненте).
- Каустической – предназначена для изготовления красителей, мыла, бумаги, минеральных масел.
- Кальцинированной – используют при производстве стекла, керамической плитки, в металлургической, нефтяной и других отраслях промышленности.
Декларирование пищевой соды: главные нюансы
Пищевая сода относится к товарам продовольственной группы, поэтому подлежит обязательному декларированию по трем техническим регламентам, которые действуют в Таможенном союзе (сокращенно – ТР ТС):
- 021/2011 – включает условия безопасности всех продуктов питания;
- 022/2011 – устанавливает правила, по которым выполняется их маркировка;
- 029/2012 – определяет требования к пищевым добавкам.
В ходе процедуры осуществляются исследования образцов продукции в лабораторных условиях по установленным показателям. Полученные итоги тестирования фиксируют в протоколах. На их основании производитель оформляет и регистрирует декларацию на соду.
Обратите внимание! Ранее оформление и регистрация документа были возможны через органы по сертификации, но с 01.01.2021 эта обязанность была возложена на предпринимателя. Чтобы зарегистрировать декларацию в реестре ФСА, изготовителю (импортеру) необходимо создать учетную запись на портале Госуслуги и получить квалифицированную электронную подпись (КЭП).
Без разрешительной документации предприниматель не может осуществлять деятельность по производству, импорту и реализации пищевых добавок. За ее отсутствие предусмотрена ответственность в виде штрафа (до 1 миллиона рублей), конфискации продтоваров, а также принудительной приостановки работы компании на период до 3 месяцев (на основании решения суда).
Какие преимущества дает добровольный сертификат на соду?
Сертификат на соду является добровольным документом, который подтверждает соответствие продукции положениям актуальных стандартов. Оформляется по результатам оценки в рамках определенной СДС (системы добровольной сертификации). Действует максимум в течение 3 лет.
Его наличие свидетельствует о высоком качестве продукции, а также способствует:
- росту товарооборота;
- укреплению потребительского спроса;
- эффективному продвижению продукции на рынке;
- привлечению к сотрудничеству инвесторов;
- увеличению размера получаемой прибыли;
- формированию положительной репутации.
Оформить добровольный сертификат можно как на пищевую (после проведения декларирования), так и на техническую соду.
Поскольку гидрокарбонат натрия, применяемый в промышленных целях и не являющийся пищевой добавкой, не подлежит обязательному подтверждению соответствия, на него дополнительно возможно получить отказное письмо. Документ выдается аккредитованным сертификационным органом, бывает двух видов:
- Для таможни – дает возможность беспрепятственно перемещать товары через таможенную границу.
- Для торговли – предъявляется контрагентам для заключения сделок, требуется для участия в тендерах.
Кому нужно внедрить ХАССП?
Необходимость внедрения ХАССП для всех изготовителей пищевой продукции закреплена положениями ТР ТС 021/2011. Невыполнение данного требования влечет за собой применение штрафных санкций по отношению к субъекту хозяйствования.
Использование принципов безопасного производства продуктов питания позволяет минимизировать производственные издержки и объемы брака, улучшить качественные показатели выпускаемых товаров.
Процедура внедрения ХАССП предполагает:
- предварительный аудит компании;
- разработку внутренней документации, включая планы, программы, приказы, инструкции;
- анализ контрольных критических точек и определение для них предельных значений;
- изучение имеющихся рисков;
- документирование процедур;
- обучение сотрудников;
- проведение внешнего и внутреннего аудита;
- разработку и применение на практике корректирующих мероприятий.
Предприниматель, который использует в работе HACCP, вправе пройти добровольную сертификацию по стандарту ИСО 22000 и получить сертификат (действует на протяжении 3 лет).
Какие документы нужны для проведения сертификационных мероприятий?
Для прохождения процедуры сертификации заинтересованному лицу необходимо подготовить комплект бумаг.
- Техдокументацию, содержащую требования к изготовлению продукции – действующий ГОСТ или ТУ.
- Договор об аренде производственных площадей, или свидетельство, подтверждающее наличие на них права собственности.
- Информацию о продукции, которая состоит из наименования, состава, свойств и характеристик.
- Копии регистрационных документов заявителя – свидетельств ИНН, ОГРН.
- Копию договора уполномоченного лица или контракта о поставке с пакетом приложений – спецификациями, накладными, инвойсами – на импорт.
- Протоколы с результатами тестирования – если имеются в наличии.
- Иные документы – при необходимости.
Также предприниматель заполняет заявку и направляет ее вместе с указанной документацией в центр «Гортест».
Этапы сертификации соды в РФ
Процедура подтверждения соответствия указанного продукта при содействии ЦС «Гортест» состоит из следующих стадий:
- обращения с заявкой;
- подписания договора о сотрудничестве – предварительно можно получить бесплатную консультацию по всем вопросам у экспертов компании;
- предоставления необходимого комплекта бумаг и данных;
- отбора проб для лабораторных исследований;
- тестирования товаров по установленным показателям с последующим составлением протокола;
- оформления сертификата соответствия на соду;
- выдачи готового документа клиенту.
В ходе сертификации оценивается соответствие продукта установленным показателям качества. Проверку выполняют в отношении ряда качеств.
- Запах.
- Цвет.
- Внешний вид.
- Содержание основного вещества.
- Потери по итогам высушивания.
- Содержание воды, железа, хлористого натрия.
- Наличие опасных для жизни и здоровья человека химических элементов.
Также изучается соответствие упаковки и нанесенной маркировки установленным требованиям. Результаты испытаний фиксируют в протоколе – без него не удастся зарегистрировать декларацию на сайте Росаккредитации, а также получить сертификат качества. В случае выявления несоответствия продукции действующим нормативам, в выдаче документации заявителю будет отказано.
Для получения более подробной информации об оценочных процедурах на соду заполните на сайте форму обратной связи или обратитесь по указанным телефонам.