Предоставление туристических услуг – конкурентный вид деятельности. Предприниматели генерируют множество креативных идей по организации достойных условий отдыха для граждан. Независимая сертификация туристических услуг в соответствии с требованиями профильных стандартов помогает удержаться на рынке и доказать заявленный уровень оказываемого сервиса.
Преимущества оформления сертификата
Российское законодательство не обязывает предпринимателей проводить сертификацию туристических услуг. Заинтересованная компания может пройти процедуру на добровольной основе согласно 184-ФЗ. Таким образом фирма подтверждает, что ее деятельность, качество и уровень обслуживания гостей отвечает профильным госстандартам.
Для подтверждения качества обслуживания осуществляется независимая оценка работы турфирмы. Если соответствие принятым нормативам подтверждается, выдается официальный документ – сертификат. Он дает ряд преимуществ обладателю:
- повышает лояльность потенциальных клиентов;
- стимулирует продажи за счет наличия документального подтверждения качественного сервиса;
- увеличивает конкурентоспособность организации на рынке;
- повышает интерес к фирме со стороны инвесторов;
- улучшает имидж турфирмы;
- повышает доверие партнеров и контрагентов;
- предоставляет возможность ссылаться на пройденную сертификацию при проведении рекламных акций и маркетинговых мероприятий;
- помогает получить меры господдержки по определенным направлениям работы.
Сертификация туристической деятельности – это плацдарм для развития бизнеса и роста прибыли.
По каким критериям оценивают турфирму?
Так как процедура происходит на добровольной основе, заявитель самостоятельно выбирает, что именно нужно проверить в ходе сертификационных мероприятий. Оцениваться могут следующие критерии:
- безопасность жизни и состояния здоровья клиентов в процессе путешествий;
- процесс перемещения туристов различным транспортом (необходимо учитывать, что пассажирские перевозки подлежат лицензированию);
- условия проживания туристов и организация их питания;
- порядок экскурсионных мероприятий;
- предоставление услуг информационного характера и прочие.
Важно учитывать, что существует требование об обязательной классификации мест размещения туристов согласно ПП РФ от 18.11.2020 N 1860 (ред. от 26.12.2022). К местам временного размещения относят гостиничные комплексы, отели, санатории, хостелы и др. У каждого такого заведения должно быть свидетельство о присвоенной категории («пять звезд», «четыре звезды и т.д., либо «без звезд»).
Наличие лицензии для пассажирских перевозок, как и свидетельства у средств временного размещения туристов – это условие для законного ведения бизнеса. В противном случае руководитель фирмы может быть привлечен к административной ответственности.
Этапы прохождения сертификации
Алгоритм получения сертификата соответствия туристических услуг включает пять обязательных стадий:
- Составление заявления.
- Подготовка документации для прохождения проверки.
- Аудит турфирмы по заявленным параметрам.
- Оформление сертификата.
- Выдача готового документа.
Если компания внедрила и применяет систему менеджмента качества, то дополнительно есть возможность организовать сертификацию по стандартам ISO, например 9001. Это также позволит повысить конкурентоспособность турфирмы, а также откроет возможности для взаимовыгодного сотрудничества с международными организациями.
Успешно пройденная добровольная сертификация имеет ограниченный срок действия. Документ регистрируется на период от года до трех лет.
Специалисты центра сертификации и стандартизации «Гортест» готовы оказать содействие на всех этапах оформления документации для бизнеса. Консультации проводятся бесплатно.
Что проверяется в ходе оценки фирмы?
В рамках прохождения процедуры эксперты проверяют следующие аспекты ведения туристической деятельности:
- положения, приказы, регламенты обслуживания и другие внутренние материалы организации;
- правоустанавливающие документы, а также необходимые разрешения на недвижимое имущество, используемое оборудование и программное обеспечение;
- профессионализм сотрудников, включая экскурсоводов, водителей, агентов и прочего персонала;
- наличие собственных, арендуемых средств для обслуживания туристов, а также привлеченных ресурсов (например, автобусов, переводчиков, отелей);
- бизнес-процессы, а именно оформление договорных отношений, реализация путевок, организация экскурсионных мероприятий, поддержка клиентов при нахождении в другой стране и др.;
- взаимодействие с туристами, отработка жалоб, предложений и претензий путешественников.
Это примерный список проверочных мероприятий. Окончательный перечень формируется с учетом предпочтений заявителя, положений госстандартов, специфики и нюансов работы турфирмы.
На основании проведенной инспекции составляется заключение и принимается решение о возможности выдачи сертификата. При выявлении несоответствий фирме предлагается провести корректирующие мероприятия, исправить замечания. После этого инспекция проводится повторно.
Что требуются для реализации независимой проверки?
Компании-заявителю нужно подготовить пакет документов, в который входит:
- заявка на оказание услуг;
- уставные и регистрационные документы – ИНН, ОГРН, Устав, карточка реквизитов с указанием адреса;
- наименование организации, контактные сведения и реквизиты;
- перечень видов деятельности организации с указанием ОКВЭД;
- трудовые книжки, дипломы об образовании, корочки о прохождении курсов повышения квалификации персонала;
- выписка из ЕГРН или договор аренды на помещения, оборудованные для приема клиентов;
- подтверждение наличия необходимого оборудования и ресурсов для ведения деятельности – техники, транспорта, программного обеспечения, информационного сайта.
Узнать стоимость услуг по организации сертификации в Москве, СПБ и других городах России можно у экспертов центра «Гортест» по указанному телефону или в онлайн-чате на сайте. Для этого потребуется заполнить форму обратной связи. Эксперты предоставляют бесплатные консультации.
Каждый бизнес имеет свои особенности – узнайте, в чем именно ваше конкурентное преимущество и закрепите этот факт сертификатом!